Советы педагога-психолога

     

 

Кто такой педагог-психолог?

         Добрый день, или вечер, уважаемые родители.

         Меня зовут Елена Петровна Немцева, я педагог-психолог МАДОУ Д/С 11.

Расскажу Вам в чём заключается моя работа:

  • психологическое сопровождение детей;

диагностика по запросу;

  • участие ребёнка в развивающих занятиях;
  • по необходимости посещение ребёнком дополнительных занятий.

         Развивающие занятия – это развитие памяти, внимания, мышления, воображения, а также развитие эмоциональной и волевой сферы. В подготовительных к школе группах добавляется психологическая готовность к школе.

        

В каждой группе в приёмной находится папка  с консультациями для вас «Помощь психолога», а также тетрадь «Взаимосвязь психолога с родителями». В этой тетради вы можете анонимно задать любой вопрос, касающийся вашего ребёнка. Ответ найдёте в папке. Либо, приглашу вас на личную встречу. Приёмные дни понедельник, среда с 16.00 до 17.40.

         Информация о результатах психологического обследования детей, а также личная информация, полученная в процессе индивидуального общения строго конфиденциальна.

         В нашем детском саду работает клуб «Семейный очаг», где вы также можете задавать интересующие вас вопросы не только мне, но и любому специалисту МАДОУ Д/С 11.

                 

 

Составитель

педагог-психолог

первой  квалификационной  категории

                                                 Е.П. Немцева

(23.10.18 г.)

enlightenedenlightenedenlightened

 

 

Психолог МАДОУ Д/С 11  Немцева Е. П.                                 

  

 

 

Родителям будущих первоклассников

 

          С поступлением в школу ребёнок встречается с новым для себя видом активности – учебной. Важно помнить, что учёба – это первая продуктивная деятельность ребёнка. Можно назвать её предпосылкой к трудовой деятельности в будущей взрослой жизни. Однако период учебной активности не заканчивается в детстве. Без неё трудно представить и жизнь современного взрослого.

Освоение позиции школьника:

*   Первое – это умение слышать учителя, т.е. не только воспринимать то, что он говорит, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника. Это называют умением следовать инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя.

*   Второе – это наличие стремления справляться с учебными трудностями. Речь идёт о желании, старании всеми силами выполнить тяжёлое задание, даже если придётся пробовать несколько раз, просить помощи у взрослого, но не бросать его. И к тому же не переживать слишком сильно, не создавать себе стрессовую ситуацию.

*   Третье – уметь не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так интересно, как говорить самому – нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребёнок знает ответ. Важно и умение слушать то, скажет одноклассник, иначе материал урока будет восприниматься с большим трудом

*   Четвёртое – особенности взаимодействия с ребёнком в семье до школы. Оптимально такое взаимодействие в семье, которое обеспечивает ребёнку баланс между необходимостью приспосабливаться к требованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т.е. между «надо» и «хочу».

*   Пятое – волевое развитие. С 4 лет развивается контроль своих действий, проявляется послушание, обусловленное пробуждающимся чувством обязанности и, если он не выполнил то, что от него требовалось, чувством вины перед взрослым. В старшем дошкольном возрасте ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперёд: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Но настоящий рывок в волевом развитии происходит в младшем школьном возрасте. Родителям нужно развивать не абстрактную «силу воли», а конкретные компоненты воли, причём поэтапно. Нельзя пропустить зачатки мотивации ребёнка к проявлению волевого поведения. Взрослые часто забывают о том, что малышу делать это трудно, неинтересно и не нужно. Важно, чтобы он сам захотел иметь сильную волю и узнал, в каких конкретных действиях она проявляется, например, не выкрикивать на уроках, а ждать, пока спросят и т.п.

 

Сказка про котёнка.

(для будущих первоклассников)

          Жил-был на белом свете котёнок Маша. Вы скажете, что так не бывает, что котят называют Васьками или Барсиками, но нашего котёнка звали именно Маша. И был он самым обычным котёнком: любил играть, бегать, смотреть мультики и не любил ложиться спать, убирать игрушки и доедать суп до конца. И как все малыши, он постепенно рос, умнел и вырос таким умным, что захотелось ему многое узнать. Узнать, почему дует ветер, как работает телефон, отчего звёзды не гаснут. И тогда решил Маша уйти из своего уютного домика, чтобы бродить по свету и искать Знание.

          Долго ли коротко ли бродил котенок по полям, по лесам, но дошёл он до избушки на курьих ножках. И встретила его там бабуля – то ли Яга, а то ли не Яга. Да это и не важно. Важно то, что есть она его не стала, а указала ему путь – дорогу к Знанию, да ещё и о трудностях этого пути предупредила. И вот что она ему рассказала.

          Начало у этой дороги гладкое, ровное, праздничное. Цветы, подарки вдоль неё уложены. Вступаешь на неё и радуешься, что весь путь к Знанию можно легко, весело и быстро пробежать. Но не ведаешь, что скоро начнутся скалистые горы, на которые карабкаться изо всех сил придётся. Гор тех много, но среди них есть три самые главные, самые крутые.

          Первая гора называется «Трудно». И действительно очень трудно по ней подниматься, и всё хочется бросить. Так же трудно, как трудно буквы писать или же читать учиться. И, кажется, что ничего не получится. Но ты помни мою подсказку: «Если трудно – смелей и старайся сильней».Шепотом её проговаривай и тогда одолеешь ты эту гору и научишься справляться с трудностями. Подойдёшь тогда к другой горе.

          Она называется «Скучно». И вроде бы легко по ней подниматься, но так же скучно, как, например, буквы по строчке аккуратно писать. И так хочется всё бросить, побежать, поиграть с кем-нибудь. Но ты не бросай, а выучи мою подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда научишься справляться со скукой и подойдёшь к третьей – самой крутой горе.

          Называется она «Неудача». Вроде бы и всё получается, но ошибки постоянно закрадываются, и неверные тропы сами собой выбираются. И всё вокруг, даже ветры ругают тебя за ошибки. А солнце так сердится, что грозится зайти за тучу. А деревья вокруг тропы, будто, «двойки» выстраиваются и шепчут: «Поделом тебе за ошибки твои». Но ты заучи мою подсказку: «Коль ошибка приключится, буду я на ней учиться, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь Учёным Котом, котом – пятёрочником!

          Поблагодарил котёнок добрую бабушку и уверенно зашагал по дороге к Знанию и Мудрости. Знал он теперь, что путь ему предстоит долгий и не всегда лёгкий. Но он обязательно пройдёт его до конца и поможет другим котятам и ребятам, которых встретит на пути. И будет ему жить тогда радостно и интересно, потому что очень интересно много знать и очень радостно знать, как помогать людям.                                                                                          В.Зыков, О.В. Хухлаева     

(29.04.2016 г.)

   enlightenedenlightenedenlightened

 Как совместить реалии современного мира с психологическими задачами возраста 4-6,5 лет

 

          Период дошкольного детства – один из самых значимых в развитии ребёнка. Это последний этап перед кардинальными переменами в его жизни, на котором он должен не только научиться общаться с другими людьми, находя пути выхода из различных ситуаций, но и фантазировать, проявлять творческие способности. Всё это в дальнейшем послужит основой для адаптации, социализации и, как результат, успешного обучения в школе.          Отечественные психологи называют период с 4 до 6 (6,5) лет дошкольным детством. Ведущая деятельность в этом возрасте, по Л.С. Выготскому и А.Н. Леонтьеву - общение и ролевая игра.

          Игра – это процесс осмысления ребенком окружающего мира. Через игру можно установить с ребенком диалог и оказать необходимую помощь.

Общение с другими детьми

Важная потребность этого возрастного этапа – общение с другими детьми. Они начинают играть вместе, придумывают сюжеты, учатся договариваться. Дружеские связи в большинстве своем не очень стойкие. За день ребенок может несколько раз поссориться и помириться. И вмешательство взрослых в этот процесс хорошо только тогда, когда примирения не происходит или если у ребенка слабо развиты навыки вербального установления контакта. В этом случае вместо «Привет, давай дружить» ребенок начинает толкаться, разрушать то, что другие строят, то есть привлекать к себе внимание невербально. Тогда с помощью игры можно потренировать разные способы установления контакта, варианты поведения в случае, если с ребенком не хотят играть в предложенную им игру, т.е. помочь ему освоить важные навыки общения.

          Если ребенок прибегает с жалобой на несправедливое поведение друга, важно, чтобы взрослый помог ребенку разобраться в ситуации.

 

Алгоритм в этом случае такой:

 

1.    Посочувствовать и подтвердить, как неприятно, когда отнимают игрушку и/или не хотят брать в игру, но не предлагать тут же уходить домой или никогда больше не общаться с этим ребенком.

2.    Дать ребенку возможность успокоиться. Он вполне может некоторое время посидеть около взрослого и подуться.

3.    Предложить варианты выхода из ситуации: поиграть сначала в игру другого ребенка, потом в его; поиграть с другими детьми; сказать обидчику, что не нравится в его поведении. Предоставить ребенку возможность самому выбирать вариант поведения и осуществить его.

Чем меньше взрослые вмешиваются в конфликты детей, тем лучше. В противном случае, пресекая сложные ситуации или уводя от них ребенка, родители не смогут обучить его способам выхода из конфликта. И ему трудно будет поддерживать дружеские отношения.

 

Взаимоотношения с родителями

В норме дети 4-6,5 лет стремятся быть хорошими. Часто они признаются в любви маме и папе. Иногда больше влюблены в родителя противоположного пола, и это тоже нормально. Мальчики искренне рассуждают о том, что когда вырастут, обязательно женятся на маме. Девочки конкурируют за то, кто поставит папе тарелку. Важно, чтобы родители не осуждали такое поведение ребенка и в то же время озвучивали, что жениться на них невозможно, так как они уже женаты (замужем). И это очень приятно, когда ребенок умеет так любить, потому что когда он встретит свою принцессу (принца), им это чувство очень пригодится. Признаком того, что процесс развития чувства любви переключился на «правильные» объекты, становится то, что дети начинают влюбляться в мальчиков и девочек в своем саду или на площадке.

Развитие творческих способностей и фантазии

Важная задача этого возрастного этапа – развитие творческих способностей и фантазии. Малыши начинают активно рисовать, придумывать сюжеты, спонтанно двигаться под музыку. Дети в 5-6 лет, по мнению отечественных психологов, сенизитивны для развития воображения. Это значит, что если на данном этапе ребенок не был активным творцом – не придумывал, не сочинял, не воображал, - то в дальнейшем научиться этому будет гораздо сложнее, если вообще возможно. А ведь именно это качество ложится в основу будущей социальной и личной успешности. Ребенок со слабо развитой фантазией может вырасти во взрослого с узким мышлением, ограниченным среднестатистическими штампами. И, к сожалению,  в современном мире взрослые сами способствуют установлению таких рамок для развития детей, рано начиная им предлагать яркие готовые картинки, компьютерные игры, игрушки на все случаи жизни.

Ребенок с хорошо развитой фантазией и воображением может превратить палочку в солдатика, коробку из-под обуви в дом или корабль, траву – в еду. Ребенок же заваленный игрушками впадает в ступор, если он, к примеру,  хочет поиграть в кухню, а кастрюль и пластмассовой еды нет. Он не может придумать собственный сюжет, в лучшем случае воспроизводит просмотренные мультфильмы, а в худшем – вообще перестает играть и мечтает только о компьютерных играх. А в них тоже ничего не нужно придумывать, и вся активность ограничивается движениями пальцев.       Понимая важность всех особенностей этого возраста и создавая условия для их проявления, взрослые помогают детям как следует подготовиться к следующему этапу, связанному с учебной деятельностью. Тогда у них появляются все шансы вырасти социально адаптивными людьми с вариативным мышлением и творческим подходом к решению сложных жизненных задач.

Памятка родителям

 Как совместить реалии современного мира с психологическими задачами возраста 4-6,5 лет

 

1.    Компьютерные игры должны занимать не более получаса в день.

 

2.    Просмотр телевизора должен быть регламентирован. Если ребенок после просмотра увиденного отражает его сюжет или героев в своей игре или рисунке – значит, идёт нормальное усвоение просмотренного. Если даже не вспоминает о мультике, начинает капризничать, неадекватно себя вести, становится буйным – значит, нервная система перегружена, и желательно ограничить время просмотра.

 

3.    Важно, чтобы рисование, лепка подразделялись на две категории: «фантазийные» и по образцу. На рисунках по образцу уделяется внимание тому, чтобы изображение было похоже. На «фантазийных» работах можно всё: коты могут быть зелеными, с пятью лапами, люди без ушей. Важно, чтобы взрослый критически не оценивал эти работы, а наоборот, с интересом расспрашивал про персонажей, поощряя ребенка к придумыванию по картинке своей истории.

 

 

4.    Желательно периодически «подкидывать» детям нестандартные «игрушки»: коробки из-под обуви и телевизора, разноцветные тряпки, веревки. Поощрять или вместе с ребенком придумывать, во что это можно переделать, превратить.

 

(14.01.2016 г.)

 

enlightenedenlightenedenlightened

Кризис трех лет

         Ребенок постоянно развивается, а всякому процессу развития (помимо медленных, постепенных перемен) свойственны скачкообразные переходы – кризисы. Они необходимы, это - движущая сила развития. Во время кризиса происходит изменение не только в психическом, но и в физическом развитии (ранимость центральной нервной системы, бурный рост тела, внутренних органов).

         Еще вчера послушный малыш вдруг становится раздражительным, требовательным, упрямым, неуправляемым? Возможно, он переживает кризис

Признаки кризиса трех лет

УПРЯМСТВО Эта черта пронизывает практически все поведение ребенка. Он не воспринимает мнение других людей, а постоянно настаивает на своем. Например, ребенок просит купить во время прогулки апельсиновый сок. Мама заходит в магазин, но там есть только яблочный, малыш отказывается пить, потому что сок «не тот». Он может очень хотеть пить, но все равно, требует именно апельсиновый. Ребенок устраивает истерики (чаще в людных местах): Ваня захотел снять шапку в автобусе, а мама не разрешила, и вот уже все пассажиры слушают возмущенные вопли ребенка.

СТРОПТИВОСТЬ Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одно, папа – другое, бабушка вообще все разрешает).

СВОЕВОЛИЕ Ребенок ставит перед собой цели и идет к их достижению через все преграды. Например, малышу захотелось пойти погулять, но взрослым некогда. Ребенок настаивает, используя все методы воздействия на родителей (вежливые просьбы, нытье, угрозы, капризы и т.д.).

 

СИМПТОМ ОБЕСЦЕНИВАНИЯ Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать «скверные» слова в адрес родителей. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что-либо будет уже поздно. Синдром обесценивания станет привычной линией поведения ребенка.

ДЕСПОТИЗМ Ребенок заставляет родителей делать все, что он хочет. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм может проявляться как ревность. Например, ребенок может забирать игрушки, одежду, толкать, замахиваться.

НЕГАТИВИЗМ Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию. Часто это проявляется в отношении ребенка к пище: дома ребенок отказывается от определенного продукта, но когда этим же продуктом его угощают другие люди, он спокойно и с удовольствием все съедает.

Вот какие решения преодоления кризиса предлагают психологи Дон и Джоан Элиум, авторы книг по воспитанию сына и дочери.

1. Для малыша важно знать, что каждое утро после того, как он проснется, его одежда будет лежать на стуле рядом с кроватью, что он оденется, умоется, будет завтракать вместе с родителями, после почистит зубы, вымоет руки и будет играть. Подобный простой распорядок устанавливают и поддерживают родители. Причем, делая это, не повторяют по сто раз: «Оденься, умойся, ...» Они берут ребенка за руку, ведут с собой в ванную комнату, приговаривая: «А теперь пора умыться». Или: «Пора убирать игрушки. Эти кубики - словно потерявшиеся автомобили, давай поищем для них гараж...» Твердый распорядок позволяет свести к минимуму борьбу, которую обычно приходится вести родителям, добиваясь от ребенка выполнения таких дел, как одевание, собирание игрушек, чистка зубов. Нужно только быть рядом, чтобы помочь малышу. Не нужно ожидать от ребенка, что он по собственному почину сделает то, о чем его просят. Это возраст повторений, ребенку нужно настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок по собственной инициативе.

2. Маленькому ребенку нужны «кирпичные стены» - абсолютные запреты, при которых не может быть места для дискуссий. Абсолютные запреты создаются родителями и последовательно, строго соблюдаются в семье (не включать плиту, утюг, телевизор, не брать спички, зажигалки, не выходить за пределы двора и т.д.).

Причем, «кирпичные стены» возводят родители не столько на словах, сколько через создание определенной домашней среды. Никакие суровые слова, объяснения, шлепки по рукам не смогут воздействовать на любопытство растущего исследователя. Ребенок скорее будет недоумевать и обижаться на родителя, который стукнул его за то, что он потянулся к красивой статуэтке. Лучше просто убрать бьющиеся и опасные предметы так, чтобы ребенок не мог дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно.

Мальчикам и девочкам с рождения и до 4-5 лет именно «кирпичные стены» могут обеспечить физическую и эмоциональную безопасность. В их сознании благодаря абсолютным запретам возникают границы собственных возможностей. Дети знают, что родители упорядочили их жизнь, и поэтому они могут спокойно проявлять свою активность с естественной энергией и отсутствием внутренних запретов. Дети получают абсолютную свободу в ограниченных «кирпичными стенами» пределах.

Что делать родителям, чтобы помочь ребенку пережить кризис трех лет

* Кризис может начаться уже с 2,5 лет, а закончиться в 3,5 – 4 года.

* Постарайтесь выработать правильную линию своего поведения, станьте более гибкими, расширьте права и обязанности ребенка.

* Позвольте малышу быть самостоятельным. Не вмешивайтесь (по-возможности) в дела ребенка, если он не просит. Дочь, пыхтя, натягивает кофточку, так хочется ей помочь, но малышка не оценит Вашего стремления, скорее всего, она будет громко сопротивляться.

* Помните, что ребенок как бы испытывает Ваш характер, проверяя по несколько раз в день, действительно ли то, что было запрещено утром, запретят и вечером. Проявите твердость. Установите четкие запреты (нельзя убегать на улице от мамы, трогать горячую плиту и т.д.). Запретов не должно быть слишком много. Этой линии поведения должны придерживаться все члены семьи (или хотя бы папа с мамой).

* Помните, что ребенок многие слова и поступки повторяет за Вами, поэтому следите за собой (если мама излишне эмоциональна, привередлива, то дочь, скорее всего, будет такой же).

* При вспышках упрямства, гнева попробуйте отвлечь малыша на что–нибудь нейтральное.

* Когда ребенок злится, у него истерика, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

* Используйте игру для сглаживания кризисных вспышек. Например, если ребенок отказывается есть, не настаивайте, посадите мишку за стол и пусть малыш его кормит, но мишка хочет есть по-очереди - ложка ему, ложка Коле. Обыграть можно многое: поездку в машине, умывание, одевание, ...

* Для благополучного развития ребенка желательно подчеркивать, какой он уже большой, не «сюсюкаться», не стараться все сделать за малыша. Разговаривайте с ним, как с равным, как с человеком, мнение которого Вам интересно.

 

* Любите ребенка и показывайте ему, что он Вам дорог даже заплаканный, упрямый, капризный.

 

Как ребёнку защитить себя?

(пара простых рекомендаций, как правильно оказать сопротивление чужому взрослому)

         Ребенок сообразительный, ласковый, активный. Но очень боится агрессии или просто, скажем, бурного проявления чувств со стороны именно других ДЕТЕЙ. Со взрослыми он общается с удовольствием и абсолютно нормально. Как помочь не бояться? Как убедить его в том, что он сильный и может дать отпор?

         Эту тему часто затрагивают родители, многих волнует вопрос, как научить ребенка постоять за себя в компании сверстников.

         На самом деле, вопрос стоит шире: ребенку нужно научиться защищать себя и от сверстников, и от чужих взрослых, а иногда и от своих собственных родителей...

Как научить ребёнка защищать себя от опасных взрослых?

         Да, мы говорим своим детям, что нельзя доверять посторонним. Но гораздо чаще малыши слышат: «Старших надо слушаться!» От мамы, от папы, от бабушек и дедушек ребёнок слышит это почти каждый день. А садик? А школа? «Ты ещё маленький!» «Делай, что тебе говорят!» «Не спорь со старшими!» И дети слушаются…

Некоторые дети, даже зная, как надо поступать в опасной ситуации, молчат. Потому что стесняются. «Не шуми!», «Веди себя прилично!», «Хорошие дети так себя не ведут!» Знакомо, правда? И ребёнок не кричит, не сопротивляется.

Ребёнок должен знать, что он не беспомощен. Родители на его стороне, они объяснят, помогут, защитят. Но одного знания мало. Необходимо умение постоять за себя. Маленькому ребёнку трудно быстро сориентироваться в незнакомой ситуации и принять верное решение. Помогите ему, выработайте навык правильного поведения. Действия вашего малыша должны быть отработанными, привычными и неожиданными для негодяя!

Например, недостаточно просто говорить, что нельзя принимать подарки и угощения от незнакомцев. Как будет действовать малыш, когда незнакомец (незнакомка) предложит конфету (мороженое, поиграть со щенком, покататься на машине и пр.)? Скажет, что мама не разрешает? И что увидят люди со стороны? Мирно беседующих взрослого и ребёнка, которые потом куда-то пошли. Ситуация не вызовет подозрения, не привлечёт внимания.

И совсем другое дело, когда на соответствующее предложение от незнакомого человека ребёнок заорёт во всё горло: «МАМА!» Моя трёхлетняя дочь именно так и поступила когда-то. Я успела увидеть только спину убегающего мужчины… Что именно кричать, выбирайте сами. И отрепетируйте. В форме игры, конечно, чтобы не запугать ребёнка.

Следующая проблема. Некоторые дети, даже зная, как надо поступать в опасной ситуации, молчат. Потому что стесняются. «Не шуми!», «Веди себя прилично!», «Хорошие дети так себя не ведут!» Знакомо, правда? И ребёнок не кричит, не сопротивляется.

Когда моей девочке было лет восемь, ей снова пришлось постоять за себя. В битком набитом троллейбусе мы возвращались домой. На освободившееся место я протолкнула дочку, а сама стояла неподалёку. На одной из остановок место рядом с ней освободилось, и на него тотчас же плюхнулся какой-то мужчина. Сначала он заговорил с дочкой. Она не ответила, только глянула на меня. Я подмигнула и улыбнулась ей. «Не бойся, я рядом!» Мужчина тем временем положил руку ей на колено, продолжая о чём-то говорить. Малая снова глянула на меня, потом вздохнула… и ОЧЕНЬ ГРОМКО сказала: «Я не знаю этого дядю, а он меня трогает!»

 

Реакцию пассажиров вы можете себе представить. Мужик, что называется, вышел через закрытую дверь. Дочь мне потом рассказала, что ей было очень страшно. Она боялась не этого мерзавца, нет, мама ведь была рядом. Страшно было именно громко произнести нужную фразу. А я-то была уверена, что уж моя девочка знает, что делать...

Страшные сны у детей

 

Что такое страшные сны?

         Чаще всего кошмары снятся детям трех-пяти лет. Несмотря на то, что страшные сны - штука ну очень неприятная, на деле они совсем не опасны. Более того, такие сны помогают нам справиться со страхами, подружиться со своими эмоциями, научиться владеть собой. Сны никогда не снятся просто так. Они - наши помощники.

         Малыш, которому снится кошмар, чаще всего с утра не помнит об этом. Значит, мозг полностью “переварил” нужную информацию. Но бывает и так, что ребенок ночью проснулся с криком и с утра взволнованно рассказывает о сновидении и не забывает о нем. Тогда ему нужна поддержка и помощь родителей, чтобы разобраться со своим сном. Это может быть в виде обсуждения, рассказа или игры. Маленького ребенка надо учить спокойно относиться к собственным страшным фантазиям.

Почему детям снятся страшные сны?

         Психологи давно пришли к выводу, что сновидения помогают нам “переварить” события, которые произошли за день (особенно, если это что-то пугающее). И во время сна малыш как бы становится свидетелем работы тех самых механизмов, которые “раскладывают по полочкам” то, что произошло за день.

Какие бывают страшные сны?

         1. “Бытовые” сны. В них легко прослеживаются события из реальной жизни, пусть и в сказочном облике. Например, папа отругал сына за то, что тот взял его галстук. Ночью мальчику приснился Змей-Горыныч, который гонится за братцем-Иванушкой, потому что тот наступил ему на хвост. Такой сон помогает мальчику справиться с обидой на папу и чувством вины перед ним.

         2. “Глубинные” сны. Эти сны нельзя так просто расшифровать. Они помогают детям адаптироваться к переменам, к взрослению, возрастным кризисам и психологическим проблемам (обида, несправедливое наказание). Иногда “глубинные" сны могут говорить о том, что малыш заболевает. Наш мозг моментально начинает перерабатывать при помощи снов любые изменения, которые происходят с телом.

         Перинатальные психологи считают, что иногда страшные сны лечат ребенка от трудных переживаний, с которыми он столкнулся во время родов.

 

Что делать, если ребенку снятся кошмары?

         1. Перед сном побеседуйте о том, что произошло за день. Если малыш беспокойный, попробуйте узнать, что его тревожит, поддержите. Хорошо, если ребенок засыпает с чувством защищенности и безопасности. Важно еще и то, что если малыш возбудимый, принимает все близко к сердцу, то, скорее всего, чтение перед сном не пойдет ему на пользу. Ищите то, что поможет спокойно спать именно вашему ребенку. Возможно, ему надо спеть песенку, вместе запустить плавающие свечки, посмотреть созвездия на потолке, принять успокаивающую ванну.

         2. Можно придумать ночного “защитника” - плюшевую игрушку или фонарик. Тогда малыш будет знать, что у него есть что-то, что его защитит, и будет меньше бояться.

         3. Если малыш кричит во сне, но не просыпается, не будите, но проверьте - не может ли он упасть, пораниться. Если вам покажется, что так безопаснее - держите его за руки. Если он ничего не помнит - не надо поднимать эту тему. И вообще, не стоит уделять снам чересчур пристальное внимание. Иначе для ребенка это может стать способом манипуляции взрослым.

         4. Если ребенок проснулся, включите свет, чтобы показать ему, что в комнате все по-старому. Внимательно выслушайте. Если малыш просится лечь спать с родителями, иногда можно разрешить.

         5. Не пугайтесь сами! Бессознательное ребенка - это мощный отлаженный механизм, которому можно доверять. Если оно предлагает для сна некий символический сюжет - значит, малыш готов решить эту задачку. Поэтому надо доверять тому, что снится, даже если это нечто пугающее или непонятное. В любом случае, если ребенок хочет говорить о своем сне - поддерживайте тему сна, развивайте ее.

         6. Если утром ребенок говорит о сне, но не помнит, чем он закончился, можно придумать конец.

         7. Нужно очень четко выразить чувства ребенка, сказать: “Ты испугался”. Можно вместе сочинить сказку, в которой есть самые страшные эпизоды из сна. Лучше всего сыграть эту сказку по-настоящему, “телесно” исполнив все роли, а не просто рассказать. Когда малыш выступает в роли автора сказки, он берет страх под контроль и учится с ним справляться. В конце сказки важно подчеркнуть то, что малыш (главный герой), пройдя через все приключения, остался целым и невредимым. Особенно это важно подчеркнуть в том случае, если сон не “бытовой”, а “глубинный”.

         8. Если же вам кажется, что сон “бытовой”, можно смело предлагать малышу переделывать и изменять сон, делать его более безопасным. В данном случае, это символизирует его возможность преодолеть трудные ситуации из реальной жизни. Но это же самое предложение может принести вред, если сон “глубинный”.

Ночные кошмары у детей – как забыть?

         Считается, что чтобы как можно быстрее забыть непонравившийся сон (а также для того, чтобы плохой сон не сбылся), нужно выглянуть распахнуть окно и произнести – куда ночь, туда и сон.

 

 

Мира и благополучия Вам и вашим детям!

 -------------------------------------------------------------------------------------------------------------

                                           

                                                   Психолог в детском саду.
Во многих детских садах сейчас работают психологи. Не нужно пугаться, если психолог назначает вам встречу для беседы о вашем ребенке. И ни в коем случае не следует отождествлять этого специалиста с психиатром или невропатологом и консультироваться у него по поводу приема лекарственных препаратов. Чтобы не следовать непрофессиональным советам и не путать, что входит в компетенцию того или иного специалиста, следует ознакомиться со следующей информацией.
Психиатр — врач в области профилактики, диагностики и лечения психических расстройств. Он назначает лекарства и лечит с помощью различных видов психотерапии. Многие направления современной психотерапии разработали врачи-психиатры.
Психотерапевт — специалист с высшим медицинским образованием и подготовкой в области психотерапии. В большинстве западных стран для работы психотерапевтом медицинское образование не обязательно. Им может быть человек с высшим гуманитарным образованием, который прошел специальное обучение в области психотерапии, включающее более сотни часов работы с клиентами под руководством супервизора — более опытного наставника.
Психоаналитик — специалист, владеющий методами психоанализа. Обучение этой профессии — процесс длительный : последипломная психоаналитическая подготовка занимает не менее восьми лет плюс несколько лет на процесс собственного психоанализа. В России таких специалистов пока еще очень мало.
Психолог — выпускник психологического факультета ВУЗа, имеющий специализацию в одной из отраслей психологии — практикой социальной, возрастной, клинической, нейропсихологии...Как правило, работает в компаниях, фирмах, школах, детских, садах, больницах и т.д.
Психолог — консультант специалист с высшим психологическим образованием, владеющий одним или несколькими психотерапевтическими методами. Уточнение «консультант» дает возможность заниматься психотерапевтической практикой психологам без медицинского образования.

 

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------


                    

 

 

                              Застенчивый ребенок

 
         Как предотвратить проблему
         Ставьте реальные цели
         Ваши представления о том, как должен вести себя ребенок, могут не соответствовать данному возрастному этапу. Общаясь друг с другом, дошкольники становятся всё более открытыми и уверенными в себе, однако такие перемены происходят не сразу, а постепенно.
         Примите застенчивость как должное
         Одни дети- дружелюбные и общительные, другие — осторожные  застенчивые.
         Вместо того, чтобы внушать ребенку, что с ним не все в порядке, поскольку он не соответствует вашим ожиданиям, примите застенчивость как индивидуальную особенность его характера.
         Поощряйте ребенка
         Если малыш включился в разговор, похвалите его. К примеру, скажите так: «Митя, мне понравилось, как ты рассказал про щенка. У него действительно одна лапка как-будто в коротком носочке, а другая в длинном.».
         Подавайте пример
         Постарайтесь, чтобы малыш видел, как вы общаетесь с окружающими. Можно разыграть несколько наиболее распространенных ситуаций, чтобы малыш понял, что нужно при этом говорить.
         Как  решить проблему
         Создайте атмосферу доверия
       
                                                               
 
 
 
  Ребенку станет легче побороть застенчивость, если он будет знать, что никто не будет его отчитывать и ругать. Если малыш разлил молоко, скажите: «Ничего страшного, давай вместе вытрем.»
         Подскажите, как отвечать на вопросы
         Если в разговоре малыш становится застенчивым и молчаливым, то , скорее всего, он просто не знает, как отвечать на вопросы. Потренируйтесь задавать вопросы и отвечать на них. Занимайтесь по нескольку раз в день, пока малыш не научится отвечать автоматически.
         Привлекайте членов семьи и друзей
         Чаще предоставляйте ребенку возможность участвовать в разговоре. Ссылайтесь на родных и близких в разговоре: «Тетя Оля сказала, что с тобой интересно общаться, ты так здорово рассказывала о птицах!»
         Чего нельзя делать
        
 
Не унижайте и не наказывайте
         Даже если застенчивость ребенка выводит вас из себя, не унижайте и не наказывайте его, так как это ещё больше снизит его самооценку. Оправдываясь перед окружающими, что «такой вот он у нас застенчивый» или «он у нас ещё не говорит», вы только усугубите страх ребенка перед окружающими.
         Не уговаривайте
         Даже если у вас возникает сильное желание попросить ребенка ответить «тете», не делайте этого.  Уговорами вы дадите ребенку понять, что вами можно управлять с помощью молчания, и в дальнейшем, он начнет чаще прибегать к такому приему.
         Не навешивайте ярлыки
         Оправдываясь перед знакомыми и называя ребенка застенчивым, вы прогнозируете его будущее и отбиваете у него желание изменить поведение.
 
Рекомендации
    Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.
    Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.
    Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность.
    Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.
    В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-нибудь с просьбой, отдать что-либо. На первых порах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно.
    Обучайте ребенка  способам расслабления.
    Проигрывайте проблемные ситуации, являющиеся травмирующими для застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т. д.)
    Читайте сказки, в которых главный герой успешно справляется с проблемой общения («Серая шейка», «Гадкий утенок» и др.)
    Рисуйте, пойте, танцуйте вместе с ребенком.
    Расскажите, как вы в детстве справлялись с трудностями в общении.

 

    Заведите игрушку-талисман.

21.08.2019