Страничка музыкального руководителя!

Советы музыкального руководителя.

 

 

 

 

Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11

Алексеенко А. А. 

(16.09.18 г.)

 

 «Значение пения в жизни ребенка»

 

enlightenedenlightenedenlightened

 

Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11

Алексеенко А. А. 

(09.06.18 г.)

«Музыкальные конкурсы и фестивали

как средство развития

творческих способностей детей» 

 

«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей , наклонностей…» 

В.А.Сухомлинский

По материалам сайта: https://zhurnalpedagog.ru

enlightenedenlightenedenlightened

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11

Алексеенко А. А. 

(30.03.18 г.)

Пение как средство развития речи детей.

 

Звуковая культура речи является составной частью музыкально-эстетического воспитания дошкольников. Музыкальное воспитание детей в нашем детском саду имеет большое значение для развития культуры речи детей.  

Речь и пение

Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.

Пение — основной и самый трудный вид музыкальной деятельности. Ребёнок, независимо от того есть у него музыкальные данные или нет сразу на занятии начинает петь.

Пусть песня будет спета плохо или даже фальшиво, ребёнок всё равно получает от этого удовольствие. Мы же скорее имеем возможность разобраться в музыкальных данных ребёнка и делаем для себя полезные и необходимые выводы, используя их для дальнейшей работы.

Ввиду того, что дети скорее запоминают музыку в сопровождении слова, мы во всех возрастных группах начинаем разучивание песни сразу со словами. При этом каждая фраза многократно повторяется. Ребёнок должен не только правильно и чётко произносить слова, но и хорошо понимать их значение для умения вызывать у себя кроющиеся за словом представления. В зависимости от того, какие трудности встречаются в песне, какие согласные требуют отработки, какие гласные прозвучали неправильно или нечётко, на дальнейших занятиях при работе над песней на них фиксируется особое внимание.

Ни для кого не секрет, что в пении органы дыхания играют ведущую роль. Как говорят признанные мастера академического пения – итальянцы – пение есть дыхание. В свою очередь, для развития речевого дыхания огромное значение имеет пение. Оно приучает детей рассчитывать выдох на музыкальную фразу, не нарушая мелодии песни. Попевки и песни приучают пользоваться естественным голосом без напряжения и крика, вырабатывают умение владеть голосом, строить интонационно выверенные (не рубленные) фразы в обыденной речи.

Пение дает так же возможность вырабатывать у детей протяжное произнесение гласных звуков и четкое, внятное, но не утрированное произнесение согласных звуков, приучает детей ясно и четко, без лишнего напряжения произносить слова песни, т.е. помогает вырабатывать хорошую дикцию.

 

Речь и артикуляционная гимнастика

В ходе работы над текстом, разучиваемой песни, я провожу работу по коррекции устной речи. В этом мне помогает артикуляционная гимнастика (в неё включены упражнения для языка, щёк, губ, а также мимические упражнения, направленные на развитие подвижности речевых органов), а так же речевые упражнения на развитие дикции (разнообразные зарифмованные скороговорки). Такие упражнения вызывают положительные эмоции у детей, а также развивают мимику.

Большинство детских песенок состоит из простых, часто повторяющихся слов, а основным средством овладения языком и развития речи является повтор. Дети даже не осознают, что через повторение они заучивают слова, так как произносят их снова и снова, запоминание куплетов из песен развивает умение составлять фразы и предложения. И сами, того не замечая, дети изучают основы поэзии!

Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губы, язык), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка

Пение помогает развитию даже навыка чтения. Дети овладевают ритмическим строем языка, ведь им приходится пропевать каждый слог. При пении дети неосознанно рифмуют определенные слоги.

Есть и другие примеры того, как пение способствует развитию речевых навыков. Например, пополнение словарного запаса ребенказнакомство с новыми понятиями. Это может происходить не только на занятиях в детском саду, но и дома, с вашей помощью, дорогие мамы, папы, бабушки, дедушки.

Все части музыкального занятия способствуют развитию у детей нормального темпа и ритма, вырабатывают слитность и плавность речи, умение пользоваться интонационными средствами выразительности.

Музыка развивает способность различать звуки на слух, развивает у детей воображение, способствует творческому абстрагированию и чёткому выражению своей мысли словами.
 

С помощью методической службы и администрации нашего садика мне, как музыкальному руководителю, опираясь на своё первое профессиональное образование (я закончил колледж искусств – факультет академического пения) удалось, в рамках дополнительной образовательной деятельности,  разработать и претворить в жизнь проект по организации на базе МАДОУ Д/С 11 студий вокального пения.

На сегодняшний день, после четырёх лет становления, под моим началом, работают три студии – кружка: «Прима»; «Квинта»; «Василёк». Две из них (Прима и Василёк) хоровой направленности.

В студии «Прима»: в настоящий момент занимается 18 ребят из групп старшего и подготовительного возраста, в студии «Василёк» 9 ребят подготовительной группы. Данное деление на студии условно и лишь является следствием четырёхлетнего опыта работы в этом направлении, который показал, что при большом количестве учащихся теряется качество восприятия материала, возникает невозможность охватить индивидуальность каждого ребёнка и достигнуть намеченных целей.  


Задачи: 

- расширение диапазона голоса ребенка дошкольного возраста и формирование его естественного звучания;

- организация деятельности голосового аппарата, укрепление голосовых связок;

- совершенствование певческих способностей детей, формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении;

-формирование эмоционально - эстетического восприятия окружающего мира через пение;

- развитие у дошкольников творческого начала, поощрение самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей в пении;

-приобретение навыков самостоятельности и уверенности в себе, посредством осознания собственной значимости в культурном , художественном и эстетическом аспектах окружающего мира;

Говоря же о третьей студии «Квинта», нужно отметить, что работа в ней ведётся на индивидуальных началах. В приоритетах этой студии обучение сольному исполнению. В настоящий момент в ней у меня занимается один ребёнок. Работа в этой студии занимает много времени и по понятным  физическим причинам набор в неё ограничен.


И напоследок хочется сказать:  Моя музыкально-педагогическая деятельность в детском саду определяется педагогической идеей научить ребёнка петь хорошо, чётко, внятно, с любовью и настроением, а самое главное  - с большой самоотдачей, получать от процесса исполнения удовольствие, любить музыку, и далее, на протяжении жизни, пользоваться её дарами.

enlightenedenlightenedenlightened

 

Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11

Алексеенко А. А. 

(10.01.18 г.)

 

 

"Современные ИКТ и ребёнок.

Плюсы и минусы"

 

При правильном подходе к занятиям

на  компьютере можно извлечь

 максимум пользы для развития ребенка.

 Б. Шлимович

 

ЦЕЛЬ: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с ИКТ в домашних условиях.

   Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. А с другой – мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение   ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в  зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся ответить на  эти проблемные вопросы и  постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

 Итак мы видим, что отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий в нашу жизни.

 

В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но способствует ли это развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Психологи и логопеды бьют тревогу. В последние годы у детей часто наблюдается задержка речевого развития: поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна. Сидя у экранов телевизора, ребенок не учится говорить, а учится лишь подражанию звуков. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает.

Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. У них нарушается внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, нет заинтересованности в делах. Многим трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку из нескольких предложений, связать их одним смыслом. Поэтому детям не интересны и скучны книги.

Становление внутреннего мира ребенка, формирование его личности происходит именно в детском возрасте и только в совместной жизнедеятельности со взрослыми. Отсутствие внутреннего мира, душевная пустота порождают детскую агрессию и жестокость.

Все сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные ИКТ из жизни ребенка. При рациональном использовании они могут стать средствами, которые способны развить творческие способности ребенка, его интеллектуальную сферу, моторику, зрительно-моторную координацию.

Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

Давайте попробуем выявить все «+» и «-» влияния ИКТ на развитие ребенка дошкольного возраста:

Одна группа доказывает, что компьютер положительно влияет на ребенка, другая –  называет отрицательные моменты   влияния компьютера на ребенка.

 

 

Положительное влияние компьютера

 

Отрицательное влияние компьютера

 

Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

 

Большая нагрузка на глаза

 

Познавательная мотивация

 

Стеснённая поза

 

Выработка усидчивости

 

Развитие остеохондроза Заболевания суставов кистей рук

 

 

Улучшение памяти, внимания

 

Психическая нагрузка

 

Ориентирование в современных технологиях

 

Компьютерная зависимость

 

Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного времени

 

Нервно-эмоциональное напряжение

 

 

 

Синдром компьютерного стресса

 

 

Ребёнок забывает о реальном мире

 

 

Замена общения

 

 

 

Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Если вы решили, что ваш ребенок уже в три года может пользоваться компьютером, необходимо знать временные ограничения.

По мере утомления в процессе общения с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяются тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх отказ от других занятий, уход в себя. Если телевизор или компьютер не мешают ребенку нормально развиваться, общаться со взрослыми и сверстниками, бывать на прогулке, заниматься физической культурой, то причин для беспокойства нет. А если наоборот, стоит задуматься

 

Очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие игры играет ваш ребенок.

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

 

    Адвентурные – иначе (приключенческие) главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

 

     Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

 

     Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

 

     Игры типа «Убей их всех» - сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

 

    Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм. 

 

     Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

 

    Игры симуляторы – т.е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

 

    Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

 

    На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая!

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста. Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.

-в игре не должно быть текстовой информации

-шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный

-изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей

-темп движений на экране не быстрый

-нежелательно применение системы оценок в баллах

-программа должна иметь логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок

 

А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности.

 * ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день

 * лучше играть в первой половине дня

 * в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз

 * комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена

 * мебель соответствовать росту ребенка

 *расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

 *после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз

 * игровую деятельность сменить физическими упражнениями

    Заканчивая , хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка.  Но во всём необходимо соблюдать чувство меры. Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике. У ребёнка появляется компьютерная зависимость.  Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила.

  

ПАМЯТКА

Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:

 

1.    Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И. если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

 

2.    Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.

 

3.       Предложить  другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)

 

4.    Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).

 

5.    Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

 

6.    Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим  играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

 

7.    Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

 По материалам сайта a2b2.ru

http://a2b2.ru/methods/12677_roditelskoe_sobranie_sovremennye_ikt_plusy_i_minusy/

 

enlightenedenlightenedenlightened

 «Как приучить ребенка слушать музыку дома?»

 

Музыкальный руководитель

Алексеенко А. А.

18.12.17 г.

 

 

·         Начните с создания в доме фонотеки. Вначале приобретайте записи музыкальных сказок: («Теремок», «Лиса, заяц и петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновых и др.)

·         Следующий этап – пополнение семейной фонотеки произведениями русской и зарубежной классики, образцами народного творчества, джазовой музыкой.

·         Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр с ребенком выборочных сюжетов музыкальных мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

·         Включайте качественную запись музыкального произведения на тихой звучности. Не ограничивайте деятельность ребенка. Включайте запись несколько дней подряд, и вы увидите, как ребенок начинает прислушиваться. Здесь срабатывает принцип уже знакомого произведения.

·         Теперь при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений ( это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному произведению.

·         Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. С развитием технологий теперь почти в каждом доме есть караоке- пойте для детей и вместе с детьми, выбирайте песни из рубрик «Детские», «Народные», «Иностранные». Не страшно, если вы не знаете языка, их можно и нужно петь с детьми на какой-нибудь нейтральный слог – ля-ля-ля, та-та-та, на-на и т.д. Такое пение не только расширяет их слуховые представления, но и развивает певческий голос.

·         Существует так называемый метод активного слушания музыки- здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие-либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая — можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки и вы увидите, что характер его движений изменится.

·         Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке — балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.

По материалам Сикорской Елены Юрьевны

enlightenedyesenlightened

Музыка в раннем возрасте

Опубликовано 16/03/17 г.

Какую музыку  и как надо слушать детям раннего возраста ( от года до полутора лет)

 

Слушание надо всегда подкреплять словом "музыка". Услышав слово, малыш сам будет усаживаться на ковре, на стульчике в ожидании музыки. Вы включаете магнитофон, ваш малыш слушает секунд 20-30.Потом вы накрываете источник звучания и говорите: Где музыка? Нет музыки!

Малыш с удовольствием принимает игру, бежит, сдергивает платок и возвращается на место. Он ждет, что вы опять включите музыку и слушает ее с новым интересом.

 

Какую музыку слушать и на что надо обратить внимание?

 

Начинайте с приобщения к слушанию веселой мелодии. Потом дайте послушать контрастную музыку: плясовую и колыбельную. Можно при умывании одну песенку, при одевании - другую, а на прогулке спеть третью.

Включая в жизнь ребенка разные песенки, вы помогаете расти ему веселым и жизнерадостным. Можно дать куклу и не только послушать колыбельную, но и покачать ее. В другой раз включите плясовую и покажите как кукла пляшет. Делайте это не один, и не два раза, а столько, сколько ребенок будет с удовольствием слушать и смотреть, когда ему все станет понятно, он сам будет играть с куклой точно так же, как вы ему показывали и непременно под эту музыку.

Мало - помалу у ребенка накапливается опыт первоначальных музыкальных впечатлений: предложите послушать, как танцует медведь (нижний регистр), как летает птичка (высокий регистр), как лает большая собака (низко), как лает маленькая собака (высоко).

Все ваши движения должны быть просты и доступны, так как кроха подражает вам во всем.

Не советуем при слушании музыки показывать совершенно новые игрушки. Ребенок перестает слушать музыку, а рассматривает новинку. Поэтому следует использовать хорошо знакомые игрушки.

Используя музыку для слушания, постарайтесь, чтобы эта музыка была не только одними современными шлягерами. Что можно ожидать от подростка, если он с первых лет слушает только такую музыку. С раннего возраста приучайте детей к классической музыке. Необязательно это делать специально, можно включать музыку во время игр, пусть впитывает ее даже неосознанно.

 

 

Пение в жизни ребенка от полутора до двух лет (рекомендации родителям) 

 

Одно из главных правил для этого возраста: песни должны быть доступны по содержанию и ярко контрастные по характеру.

При пении постарайтесь более активно использовать игрушки, движения которых сопровождаются музыкой, песней, звукоподражанием. Все это не только побуждает ребенка к подражанию отдельным интонациям мелодий, простейшим словам, звукоподражанию, но и обогащает его новыми музыкальными впечатлениями, закрепляет уже имеющиеся.

Исподволь вы вводите в репертуар новые песенки:

"Зайчик" (русская народная мелодия)

"Мишка идет в гости" (музыка Н. Бордюг)

Дети любят слушать песню. Лишь со временем ваш малыш начнет подпевать. Не расстраивайтесь, если это произойдет не сразу. Одно и то же произведение необходимо повторить много раз. Поэтому, наберитесь терпения и вы не будете разочарованы.

 

 

Движение в жизни ребенка  раннего возраста от года до полутора

( рекомендации родителям)

 

В этом возрасте у детей достаточно развита способность к подражанию движениям взрослого. Кроха бывает рад, если повторяет под музыку вслед за мамой или папой новое движение. Чаще танцуйте под музыку сами или вместе с ним. Он уже может, слегка поворачиваясь, приседать, притопывать, выполнять несложные движения руками (хлопки, повороты кистей рук), танцевать с вами в паре.

Первоначально инициатива на вашей стороне. Постоянно танцуя с ребенком, ждите, когда он сам начнет танцевать. Теперь вы уже выполняете движения как бы за ним и применяете показ лишь в том случае, когда ваш малыш затрудняется в выборе.

Желательно, чтобы дети исполняли несложные пляски под пение взрослого.

Например:

 

А мы с Катей пляшем, пляшем, пляшем                     (берутся за руки)

Ручками мы машем, машем, машем                            (машут руками)

Ножками мы топаем, топаем, топаем                          (топают ноками)

Ручками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем)                    (хлопают руками)

 

Раз за разом даем понять крохе, что пляску начинают под музыку и заканчивают с окончанием музыки. После небольшой паузы пляска возобновляется. Радость должна постоянно сопутствовать вашему общению с ребенком.

Совместные игры в семье  с детьми раннего возраста ( от года до полутора лет).

 

Большое значение в воспитании имеют совместные игры под мамино пение. Игровые действия все чаще регулируются не только показом, но и словами, и музыкой. По-прежнему малышу нравятся игры на коленях. Посадите его лицом к себе, держите за ручки, напевая и подбрасывая его на коленях. Затем колени чуть раздвиньте, упасть ему вы не даете, крепко держите за руки.

Игры с пальчиками " Сорока-сорока", "Коза рогатая." Это жемчужины народной педагогики.

Начинаем играть в догонялки, приговаривая:" А я Ванечку люблю ( приближаетесь к ребенку), его быстро догоню ( топаете, будто догоняете). Ребенок убегает, а вы с возгласом ловите его. Эта простая игра станет любимой для вашего малыша.

Так, общаясь, вы эмоционально вводите его в мир музыки, к движению под музыку.

Для игр хорошо использовать любимые игрушки малыша ("Догони Мишку") или предмет (погремушкой играете вместе с малышом, а потом прячете - нет погремушки)

 

Слушание музыки в жизни детей раннего возраста от полутора до двух лет

(рекомендации родителям).

 

Музыкальное восприятие в большой степени формируется под влиянием привычек родителей. Больше слушайте прекрасную классическую музыку, пусть ребенок впитывает ее неосознанно.

Перед слушанием ребенок усаживается на свое любимое место, важно, чтобы ребенок приготовился слушать. Вы заинтересованно произносите: "Музыка!" И потом включаете магнитофон.

К концу второго года кроха может сосредоточенно слушать музыкальное произведение около минуты. После этого можно сделать небольшую паузу и спросить: "Еще сыграть?"

Предлагайте малышу несложные задания: самому определить характер музыки и передать в движениях с куклой (" пусть твоя куколка послушает музыку и будет или спать или танцевать"- звучит колыбельная или плясовая). Давайте игровые задания на различение высоты музыкальных звуков (высокий - мяукает котенок, низкий - мяукает кошка), тембра инструментов (отгадать, на чем играли: на дудочке или на металлофоне), динамики музыкального звучания ( громко-тихо)

Восприятие музыки тесно связано с движением.

 

Движение под музыку в жизни детей раннего возраста от полутора до двух лет (рекомендации для родителей)

 

Если у вашего ребенка развито умение слушать музыку, подражательность, то он с удовольствием будет включаться в пляску с вами. К концу второго года малыш самостоятельно, в соответствии с характером музыки может переходить от одного плясового движения к другому. Один из любимых танцев " Ай -да":

Ай -да, ай -да, ай -да, ай -да!

Наши ножки топотали,

Ножки весело плясали! Ай!

Сначала ребенок раскачивается с ножки на ножку, держась за руки с вами, а потом присаживается , или, как вариант , прячет ручки за спинку - Ай!

Затем все повторяется сначала.

 

Дети этого возраста любят поиграть в подвижные игры. Вы берете себе роль ведущего, а ребенок убегает от игрушки - медведя ("Мишка ходит в гости"). С наслаждением ребенок включается в народную игру "Жмурки": под спокойную музыку надо прятаться за стульчик, а под плясовую - весело плясать.

 

Пение в жизни детей раннего возраста от полутора до двух лет (рекомендации родителям)

 

Наиболее яркая форма музыкальной активности - подпевание. Только если ребенок в этом возрасте может слушать довольно сложную музыку и в движении он уже многого достиг, то подпевает пока еще только отдельные слоги, слова. Поэтому, для пения рекомендуем подбирать специальный репертуар с повторяющимися, простыми по звуковому составу словами, например, "Машенька", "Паровоз", "Собачка", в которых часть куплета поются на слоги. Постарайтесь исполнять песню выразительно, эмоционально, протяжно пропевая каждый звук. Ребенок будет вам подражать. Если песня звучит впервые, можно перед пением проговорить выразительно слова песни, а затем исполнить ее.

Самое главное для вас - заинтересовать малыша, вызвать у него желание петь. Постарайтесь сделать так, чтобы он хотел с вами петь и делал это с радостью.

Чаще используйте пение в течение дня. Знакомые бытовые песни можно дополнить песней для зарядки.

 

Мы зарядку делаем вместе с мамой.

Мы зарядку делаем вместе с папой.

Ручками мы хлопаем - хлоп, хлоп, хлоп.

Ножками мы топаем - топ, топ, топ.

По материалам Мантровой Татьяны Римовны  с сайта NSPortal.ru

 

enlightenedenlightenedenlightened

15.09.2016 г.

 

enlightenedenlightenedenlightened

 Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11

Алексеенко А. А. 

08.06.2016 г.

 

 enlightenedenlightenedenlightened

 

Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11

Алексеенко А. А. 

 (11.03.2016г.) 

enlightenedenlightenedenlightened

(14.09.2015 г.)

Музыка – лекарство от заикания

   

Работая с людьми, которые занимаются музыкой, я пришёл к выводу, что музыка способна вылечить не только душу, но и исправить дефекты речи, вылечить другие недуги. Однако сегодня я хочу поговорить только о музыке и детском заикании.

Причины заикания
  

 
Зачастую взрослые не знают, почему ребенок заикается. Причина тому испуг, другой психологический аспект, физические предпосылки или привычка. Но что бы это ни было, надо бороться.
 
Одним из самых эффективных способов борьбы с заиканием считаются музыкальные занятия. Особенно хороши они в детском возрасте, взрослые же стесняются петь и играть почему-то больше, чем заикаться.
 
Как действует музыка
 
В основе музыкального произведения лежит ритм, четкий, прописанный композитором, и никуда от него не деться. Малыш, который занимается музыкой, знает об этом, знает законы музыки. Это никак не связано в его мозгу с заиканием.
 
Когда он начинает петь или играть музыкальное произведение, то старается воспроизводить ритм правильно, ровно, четко. Особенно если учесть, что учитель на весь класс отстукивает этот ритм.
 
Что происходит? В момент воспроизведения музыки ребенок в голове своей не заикается. Мысли его текут ровно и правильно, ноты бегут, как положено, и на них накладывается такое же правильное мышление. А мысли у людей это что? Слова.
 
Как говорила моя учительница по вокалу: «В каком темпе ты поёшь, в таком темпе ты и мыслишь».
 
Соответственно, ребенок может мыслить стройно, может воспроизводить предложения правильно, но что-то ему мешает.
 
Чего не бывает
 
Практически не бывает детей, которые играют на рояле и спотыкаются так, как заикаются. Следовательно, пока ребенок играет, он лечится. Тоже самое можно сказать и про пение. Пропевая звуки, сливая их между собой в спокойном темпе и заранее выученном ритме, ребенок не заикается.
 

 


С малютками можно использовать ещё и игровой момент, подготавливая ребенка к пению. Спрашивать его: «А мишка (герой песенки) заикается?» «Нет», − естественно, отвечает малыш. «Так, давай попробуем спеть, как мишка. Ведь в песенке ты и есть мишка. Значит, и заикаться не должен». И вы не поверите, ребенок поет ровно! Ведь он – герой песенки, он не заикается.
 
Мамино участие
 
Как правило, заикание у таких детей не врожденное, а появилось приобретенным путем. Например, когда малыш не мог быстро сформулировать предложение и повторял какое-то слово 5 раз; потом, вообще, забрасывал идею высказаться.
 
С одной стороны, хорошо то, что у ребенка мысли быстро летят. С другой плохо, что формируется привычка заикаться, а с ней и комплекс, затем − недуг.
 
Таких деток должны контролировать мамы. Как только (ещё в 2-4 года) ребенок начинает несколько раз повторять одно слово, одергивайте его и просите подумать, что именно он хочет сказать. И только когда все предложение будет сформировано, произносить.
 
Маме надо спокойно дождаться, пока ребенок скажет это предложение, не выражайте нетерпение, а наоборот, поддержите его своим вниманием. 

yesyesyes

 Скоро выпускной…

Выпускной праздник в детском саду – это, пожалуй, первое серьёзное, можно даже сказать отчётное, мероприятие в жизни вашего ребёнка. Ребята  прощаются с детским садиком и вступают в новую, более взрослую и самостоятельную жизнь, а родители вполне могут оценить потенциал и уровень развития своего ребёнка, проанализировав, как ребёнок себя ведёт на празднике и как проявляет себя в творчестве.

Для того, чтобы выпускной в детском саду удался и остался в памяти всех участников, нужно продумать всё до мелочей. Поэтому процесс организации начинается задолго до самого утренника выпускного. Музыкальный руководитель занимается разработкой сценария, разучиванием музыкальных номеров и постановкой праздничного мероприятия. Воспитатели готовят с детьми  праздничные стихотворения. Родители заняты покупкой платьев  и костюмов для детей, и организацией послепраздничного развлечения.  Вот несколько рекомендаций родителям, которые помогут сделать этот день для ребёнка радостным и незабываемым.

1.     В выборе платья для девочки руководствуйтесь в первую очередь удобством. Слишком длинные платья мешают девочкам танцевать и  принимать участие в общих играх.  Слишком тугие корсеты и шнуровка делают невозможным переодевание девочки  для исполнения характерной роли.

2.     Обувь должна быть удобной. Не надевайте детям сандалии, в которых они ходят в группе. Если у вас нет возможности приобрести специальную праздничную обувь оденьте ребёнку чешки или балетки.

3.     Причёску сделайте простую, ту к которой ребёнок привык. Обильно лакированные локоны и бессонная ночь с бигудями принесут немало страданий.

4.     Для развлечения с аниматором после праздника лучше принести с собой лёгкую одежду, так как дети будут играть, бегать и танцевать. В праздничном платье или пиджаке с галстуком им станет жарко и тогда… наступит конец веселью.

5.     Заранее уточните у воспитателя, где и в каких частях праздника ваш ребёнок непосредственно задействован – возможно, понадобится ваша помощь в переодевании, домашнем повторении текста стихотворений или песни.

6.     Разучивая с ребёнком стихотворение, обращайте внимание на дикцию и выразительность. Выразительность – ключевое слово!  Собирайте всю семью, ставьте ребёнка на стул – пусть читает! Недопустимо невнятное бормотание стиха где-то среди кастрюль, пока папа, лёжа на диване, смотрит футбол.

7.     Поймите  - для того чтобы ваш ребёнок получил «главную» роль, он должен присутствовать в детском саду. Дважды в неделю на музыкальных занятиях и после обеда в остальные дни для привлечения его к индивидуальной репетиционной работе. В первой половине дня музыкальный руководитель занят, так как проходят занятия в разных возрастных группах.

8.     Если вы по причине болезни не посещаете детский сад, не ленитесь и узнайте у воспитателя какие песни и стихи дети разучивают в данный момент, перепишите текст и выучите его дома с ребёнком, чтобы после болезни ваш ребёнок быстрее включился в подготовку к празднику и  не выглядел «болванчиком». Я неоднократно наблюдала, как гипер - ответственные дети  рыдали от того, что не знают слов песни, или мама забыла выучить с ним стихотворение.

9.     Заранее обговорите с воспитателем и с ребёнком, кто, и в каком количестве придёт на него посмотреть. Со всеми родственниками ребёнок здоровается в группе до начала праздничного мероприятия.

10.                       Заранее объясните ребёнку, что на празднике он должен соблюдать дисциплину и слушаться воспитателя. Поговорите с ребёнком и объясните, что вам будет приятно видеть, не только как он читает стихотворение, но и как он поёт, танцует и даже какой он воспитанный и дисциплинированный.

11.                       Во время праздника не окликайте ребёнка для того чтобы помахать ему ручкой, поправить бантик или завязать шнурок. Для этого есть воспитатели, которые проследят за  порядком, в том числе и за внешним видом и окажут помощь вашему ребёнку в подходящий момент.

12.                       Не перегружайте ребёнка впечатлениями в день праздника. Некоторые родители не понимают, что поход в школу на подготовку, билет в цирк или театр, и занятия в дополнительных кружках  в день праздника в детском саду только вредят ребёнку. В силу возраста детям сложно структурировать свои эмоции и в голове у ребёнка образуется каша. Поверьте, впечатлений о празднике ребёнку хватит с лихвой. Лучше обсудите вместе, что вам понравилось больше всего, что не удалось. Посмотрите фотографии, которые вам удалось сделать. Позвоните бабушке и расскажите, как ребёнок здорово прочитал стихотворение, как красиво пел или танцевал.  Косвенная похвала поможет ребёнку почувствовать в себе дополнительные силы и тягу к творчеству!

 

 

От природы музыкален каждый

 

    Исследования известных ученых, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребенка памяти, мышления, воображения с очень раннего детства. Не является исключением и возможность раннего развития у детей музыкальных способностей. Есть данные, которые подтверждают факты влияния музыки на формирующийся в период беременности женщины плод и положительное ее воздействие на весь организм человека в дальнейшем. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно -  сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга. Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. 

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Ведь задатки к музыкальной деятельности (то есть физиологические особенности строения организма, например, голосового аппарата или органа слуха) имеются у каждого. И если для музыкального развития ребенка с самого его рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности. Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, Она позволила слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром.

Музыка детства - хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

1. Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребенка, будут невосполнимо.

2. Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего ребенка нет настроения, что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.

3. Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.

4. Не «приклеивайте» вашему ребенку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.

Постарайтесь запомнить главное: чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

 

 

 

 « Музыка в детском саду и для чего она нужна»

 

Мы познакомим вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей;  что для этого делается в стенах детского сада; какие созданы условия и как это выглядит изнутри. Ведь вы чаще видите итоги проделанной работы на развлечениях и праздниках, а остальная часть остается для вас невидимой.

Но сначала  расскажем о том, как организована работа по музыкальному развитию. Для того, чтобы все стороны музыкального развития были учтены и сбалансированы, существуют программы по музыкальному воспитанию. Музыкальное воспитание в нашем детском саду осуществляется с раннего возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до выпускного вечера  в подготовительной группе. В соответствии с расписанием, утвержденным заведующей д/садом, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Кроме этого перед праздниками проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные  занятия. Также музыка сопровождает детей на гимнастике, физкультурных занятиях, звучит фоном на занятиях художественным творчеством и в свободной самостоятельной деятельности детей.

Основные задачи музыкального воспитания:

- развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

- формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.

Перечисленные задачи решаются через 5 видов музыкальной деятельности:  пение  — это  основной вид музыкальной деятельности в детском саду; музыкальное движение  — это различные упражнения, танцы, игры; слушанье музыки – классической,  современной, народной;  игра на музыкальных инструментах  и игра-драматизация. С развитием музыкальных способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида деятельности  навыки и умения. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.

Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую общеобразовательную и воспитательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание

 

Для чего же нужна музыка в детском саду, в раннем детстве?

 Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром. Детский сад беднеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления. Поэтому остановимся на самых общих линиях этого влияния.

Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной сферы личности.

Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Известно также, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта»… Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.

 «…Ребенку музыка нужна для его личностного развития и роста, нужна,как вода и воздух…»

У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.

Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце»(отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни. Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.

 Праздники в детском саду

 И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.

 Зачем нужны праздники в детском саду

 Во-первых, подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее. Во-вторых, детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. Ведь мы узнаем о том, что творится за стенами детского сада только со слов воспитателей и самого ребенка. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован. Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей, к которым нельзя подойти, и теряют весь интерес к празднику. Во время эпидемиологических вспышек присутствие родителей тоже, как правило, не допускается.

 Как проходят праздники в детском саду

 Тем, кто идет на праздник в детском саду, будет интересно узнать, что собой представляет данное мероприятие. На самом деле, все детские утренники чем-то схожи. Праздники проходят в музыкальном зале, тематически украшенном в зависимости от конкретного события. Абсолютно все утренники имеют музыкальную, танцевальную и игровую составляющую. То есть дети хором поют под музыку песни, танцуют (водят хоровод, топают, хлопают в ладоши, танцуют в парах и так далее) и принимают участие в игровой сценке – например, кидают «снежки» по случаю нового года или собирают «опавшие листья» в праздник осени. Помимо этого некоторые дети читают стихи. А завершающим этапом любого праздника является непременное награждение подарками и возможность пообщаться с родителями. Как правило, в течение учебного года в детском саду проводится 3 крупных праздника с участием родителей: праздник осени, новый год и праздник весны, приуроченный к 8 марта. Выпускной бал в завершении посещения ребёнком детского сада, в 6-7 лет. Также часто отмечают 23 февраля и масленицу, но это уже без родителей, в тесном кругу группы.

Подготовка к празднику в детском саду

 Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво. Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки. Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание.

  

Роль сказки в музыкально-художественном развитии

http://cs5564.userapi.com/u3394500/-14/x_15cd09d1.jpgдетей дошкольного возраста

Гармонизация внутреннего состояния ребенка, его отношений с внешним миром возможна лишь при создании психологического комфорта, особых условий, которые позволяют ребенку снимать эмоциональное напряжение, негативно влияющее на его общее состояние.

Для прослушивания музыкального произведения у ребёнка подключаются все органы чувств: слух, зрение, осязание, обоняние, вкус. Ребёнок визуализирует услышанные впечатления, отражая пластическое, ритмическое, словесное, игровое воплощение образа, настроение музыкального произведения.

Для успешного музыкально-художественного развития детей необходимо изменение организации музыкальной деятельности, внесение в неё дополнительных внемузыкальных средств, например, таких, как сказочные образы и сюжеты. Посредством ярких, доступных сказочных образов ребенок узнаёт окружающую жизнь, людей, вдумывается в их поступки и судьбы. Сказка показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даёт возможность за короткое время примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. В сказке ребёнок находит выходы из сложных ситуаций, пути решения конфликтов, позитивную поддержку своих возможностей. Введение малыша в сказку позволяет ему испытывать живое воздействие атмосферы пространства природы, города, места и времени событий и действий персонажей. Через сказку он может понять законы мира, в котором он родился и живёт.

Знакомство со сказкой и её персонажами лучше начать с рассматривания иллюстраций в музыкальном сопровождении и обыгрывания драматических действий. Это вызывает соответствующее эмоциональное настроение ребёнка. Затем предложите ребёнку вспомнить знакомый сюжет сказки, случай из его жизни, созвучный эмоциональной окраске музыкального произведения. Свои чувства малыш может выразить, послушав музыкальное произведение, участвуя в музыкально-дидактических и театрализованных играх, занимаясь рисованием под музыку. Стимулируйте деятельность ребёнка через активные методы: «Сюрпризность», «Сказочность», «Праздничность ситуации», «Оживление героев», «Перевоплощения детей».

Важное место занимает процесс придумывания названий, например: («Сани с бубенцами», «Зимняя дорога», «Весёлый воробей»); подбор слов и контрастных сопоставлений, например: (сладко - солёно, тихо – громко, добрый – злой, радостный - грустный); поиск сравнений и метафор: (легкий, как мотылек, рисует мороз на стекле); определительных характеристик: (сердитый, ласковый, задорный и др.). Можно также использовать следующие приёмы: рифмование, музыкально-ассоциативный метод, когда ребенок говорит о своих переживаниях, страхах, мечтах, опираясь на механизмы жизненных и музыкально-художественных ассоциаций. Работа со сказками позволяет улучшить самочувствие и эмоциональное благополучие ребёнка, снизить показатели его тревожности, нервозности и других негативных состояний.

Именно в таких начинаниях ребёнок может проявлять душевно-эмоциональную самостоятельность и инициативу, реализовать свои творческие возможности. 

Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С №11

Алексеенко Андрей Анатольевич.

 

«Учимся слушать музыку»

           План консультации:

1. Основные факторы, определяющие музыкальное развитие ребенка в семье.

2. Основные педагогические методы музыкального воспитания.

-наглядно - слуховой

-наглядно - зрительный

-словесный

-практический

3. Зависимость музыкального развития ребенка от его

Заинтересованности, культуры общения взрослого с ним.

Литература:

1. О. П. Радынова. «Музыкальное воспитание дошкольников»  Просвещение: Владос, 1994г.

2. Г. А. Праслова. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста». С-П:Детство-ПРЕСС, 2005г.

Основы музыкального развития ребенка закладываются в семье. Можно выделить два основных фактора, определяющих особенности этого процесса:

1) врожденные музыкальные задатки;

2) музыкальная среда семьи, ее отношение к музыке и музыкальной деятельности.

Создание в семье благоприятных условий для музыкального развития ребенка позволяет сформировать основы музыкальной культуры ребенка, обогатить его духовный мир, развить музыкальные способности, оказать воздействие на весь ход общего развития ребенка.

Основные педагогические методы: наглядный, словесный, практический применимы в музыкальном, семейном воспитании. Наглядно - слуховой метод - основной метод музыкального воспитания. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика и народная музыка, он, естественно привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности). Можно предложить ребенку послушать аудиозапись музыкального произведения. Это могут быть детские песни, произведения русских, зарубежных композиторов, народная музыка. Желательно иметь дома магнитофон, музыкальный центр, кассеты с записями произведений русских и зарубежных композиторов, детских песен и сказок. Необходимо учитывать возрастные особенности внимания детей, их способность сосредоточиваться на небольшом (особенно в младшем дошкольном возрасте) по продолжительности музыкальном произведении или его отрывке.

Наглядно - зрительный метод в семейном воспитании имеет свои преимущества.

В детском саду для работы с детьми используются обычно крупные по размеру репродукции картин, иллюстраций. Дома же имеется возможность показать детям репродукции картин, рассказывая об эпохе, когда была сочинена музыка, народных традициях, обрядах, познакомить их с изображениями предметов быта, одежды. Например: предлагая ребенку послушать произведения об осени («Осенняя песнь» П. Чайковского, «Осенью» С. Майкапара и другие) рассмотрите картинки с осенними пейзажами. Рассматривание репродукций, картин соответствующих по настроению звучащей музыки, обогащает представления детей об искусстве.

Словесный метод очень важен. Краткие беседы о музыке, реплики взрослых, помогают ребенку настроиться на ее восприятие. Во время слушания взрослый может обратить внимание ребенка на смену настроений, на изменение в звучании (как нежно и печально поет скрипка, а теперь тревожно и сумрачно зазвучала виолончель, как сверкают и переливаются звуки челесты, треугольника, как грустно или весело звучит мелодия.) Можно, прослушав произведения с похожими названиями, находить черты сходства и различия. Например: «Сказочки» С. Майкапара, Д. Кабалевского, «Вечернюю сказку» А. Хачатуряна.

Практический метод (обучение игре на музыкальных инструментах, пению, музыкально – ритмическим движениям) позволяет ребенку овладевать определенными умениями и навыками исполнительства и творчества. Этот метод сопровождает музыкальное восприятие определенными действиями, благодаря чему оно становиться более осознанными и глубокими.В качестве приемов и средств практического метода можно отметить такие , как передача впечатлений от музыки в пластике движений; вокализация музыки; оркестровка музыкальных произведений; передача характера музыки в рисунке; инсценировка песни и т. д.). Иногда родители стремятся, чтобы их ребенок достиг высоких результатов (например, в игре на музыкальных инструментах насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения). Если же ребенок не справляется с заданием, его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством.

 

Родители должны быть убеждены, что только заинтересованностью можно добиться успехов в музыкальном развитии детей. Нужно широко использовать игровые ситуации. Необходимо учитывать, что дошкольники не в состоянии подолгу заниматься одним делом, требуется смена музыкальной деятельности, применение разных ее видов, наглядности. Известно, что заинтересовать детей чем-либо взрослый может только когда увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого и ребенка. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым и находиться в насыщенном положительном эмоциями окружении.

 Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11
Алексеенко А. А.

МУЗЫКА НАЧИНАЕТСЯ В СЕМЬЕ

 

 

 

 

« Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии»

Д .Б.Кабалевский

Описание: http://www.edu.cap.ru/home/5005/stranici/014.pngНевозможно, чтобы только особо талантливые дети могли получать радость от общения с музыкой. Более того, детям с плохими данными музыка нужна особенно.

Также как особенно нужно плавание и физические упражнения ослабленному ребенку.

Начать надо с самого простого: чаще привлекать внимание детей к популярной музыке, песням, обмениваться впечатлениями о прослушанном, ходить на концерты, рассказывать им о музыкантах, композиторах. Очень полезно обучение на общедоступных инструментах /аккордеоне, металлофоне…/, пение в хоре. Ведь музыкальный слух, каким бы плохим он не был, поддается развитию. Можно сказать без преувеличения, что совсем немузыкальных детей практически нет. Музыкальность – это целый комплекс способностей; какие то из них обязательно присутствуют у ребенка. Встречаются дети, которые хорошо слышат и чувствуют музыку, но плохо поют из-за отсутствия координации между слуховым и голосовым аппаратом. Другие ничего не могут спеть, но зато ритмично произносят песню, обладают живым и острым ощущением ритма, что тоже является признаком музыкальности. Немузыкальные взрослые – это как раз те дети, способности которых вовремя не выявили и поэтому загубили.

Описание: http://www.edu.cap.ru/home/5005/stranici/06fda785e78d.gifВсе мы хотим видеть наших детей здоровыми, умными, добрыми. И неудивительно, что музыкальному воспитанию, которое способно оказать большое облагораживающее воздействие на подрастающего человека, в нашей стране уделяется большое внимание. Важным звеном в этой системе – является музыкальное воспитание в семье. Однако, здесь, как показывает практика, еще далеко не все обстоит благополучно. Из бесед с родителями видно, что многие родители на обучение детей музыке смотрят по-разному. Одни считают, что не стоит учить ребенка музыке, если у него нет особых данных. У других родителей хорошие способности малыша разрослись чуть ли не в гениальные. « Мальчик исключительно одарен» - постоянно говорят домашние. Состояние это можно назвать вундеркиндоманией, и встречается оно, к сожалению, не так уж редко. «Чудо – ребенка» приводят в музыкальную школу, и тут возникают родительские разочарования и обиды. А страдает от этого ребенок, внимание которого занято уже не столько музыкой, сколько конфликтующими взрослыми. Если даже ребенок действительно особо одарен, надо очень осторожно расточать похвалы в его адрес, ни в коем случае не ставить в положение, обособляющее от коллектива. Об этом часто говорят и также часто забывают. Ведь цель музыкального воспитания не только в обучении игре на музыкальных инструментах, и тем более не в подготовке музыкантов – профессионалов. Главное, чтобы ребенок полюбил музыку.

 

Это вам пригодится.

 

Описание: http://www.edu.cap.ru/home/5005/stranici/020.jpg                                                 Анкета.

Попробуйте ответить на вопросы анкеты и определите, как обстоит дело с музыкальным воспитанием в вашей семье:

 

    1.Слушаете ли вы с детьми музыку?

  2. Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке?

3. Поете ли с детьми?

4. Есть ли у вас дома детский музыкальный инструмент:

5. Играете ли вы сами на каком либо инструменте?

6. Любители вы серьезную музыку?

 

Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11

Алексеенко А. А.

 

 

 

 

Какое воспитательное значение имеет песня

для детей дошкольного возраста?

Голос ребенка – самый доступный инструмент, которым он обладает с ранних лет. 
Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать сюжетные игры. Песня – яркая, образная форма углубленного представления об окружающей действительности.


Исполнение песни вызывает у ребенка положительное отношение ко всему прекрасному, доброму и порой убеждает его сильнее, чем полученная другим путем информация. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углубленному дыханию, укреплению голосового аппарата.

В процессе обучению пению особенно активно развиваются основные музыкальные особенности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувства ритма. К.Д. Ушинский отметил: «В песне есть нечто воспитывающее душу и в особенности чувства…»


От правильного организованного обучения пению с раннего возраста в значительной мере зависит нравственно – эстетическое развитие человеческой личности.
Родителям детей дошкольного возраста необходимо обратить внимание на то, какие песни слушает ваш малыш дома. Какой воспитательный характер несет слушаемая песня.

Пойте вместе с детьми и помните, какое воспитательное значение несет песня!!!

  

КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ДОМА 
МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК

Музыкальный уголок лучше расположить на отдельной полке или столе, чтобы у ребёнка был подход к уголку. Какие именно инструменты должны быть в уголке? Металлофон, музыкальный треугольник, детская флейта, можно приобрести детскую органолу. Хорошо иметь дома и деревянные ложки, т.к. простейшими навыками игре на ложках дети овладевают уже в младшей группе.

Музыкальный руководитель всегда с удовольствием готов дать консультацию родителям, как правильно играть на тех или иных инструментах.

Очень хорошо, если вы приобретёте диски из комплекта по слушанию, а также «детский альбом» П.И.Чайковского. «В пещере горного короля» Грига, музыкальные сказки «Золотой ключик», «Бременские музыканты».

Советуем приобрести для детей «Музыкальный букварь» Ветлугиной, «Нотная азбука для детей» Кончаловской.

Можно приобрести портреты композиторов, познакомить с музыкой. В музыкальном уголке могут быть музыкальные игры, которые помогут детям закрепить пройденный материал.

Родителям рекомендуем читать детскую литературу о музыке: «Myзыка-детям» со ст.Михеева, «Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества» Шацкой.

 

КАК РАЗВИВАТЬ 
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У ДЕТЕЙ

Этот вопрос интересует многих родителей и в первую очередь тех, которые хотят учить своих детей музыке. К музыкальной деятельности способны все дети и если умело ими руководить, они овладеют интонированием песен с некоторыми нюансами, ритмическими музыкальными движениями, приучатся слушать музыку. Эстетическая восприимчивость к музыке не развивается сама по себе: нужно, чтобы ребёнок систематически общался с музыкой. В детском саду есть для этого все возможности: 2 раза в неделю, для каждой группы проводятся музыкальные занятия, вечера досуга, дни рождения, ежедневно, по утрам, гимнастика под музыку.

Как видите, дети музыкой в саду заняты достаточно. Ребёнок 3-х лет, ещё не умеет слушать музыку, не может сохранить внимание долгое время, поэтому лучше слушать короткие песенки, пьесы с ярким музыкальным образом. Для детей этого возраста характерно выражать свои чувства в движении, игре. Исполняется «Колыбельная» и все дети качают куклу, зазвучала весёлая музыка и все дети начинают приплясывать.

Чем дети становятся старше, тем у них больше музыкально-слуховой опыт, вырабатывается музыкальные представления, развивается логическое мышление. Научившись в движении слушать музыку ребёнок начинает понимать настроение, переданное композитором. В подготовительной группе при прослушивании пьесы Чайковского «Болезнь куклы» дети очень тонко подмечают настроение.

Музыка нужна детям не только на занятиях, но и в быту. Можно при обычной прогулке заметить, как шелестят листики, поют птицы и т.д. Музыкальное воспитание влияет на умственное развитие детей.

Как устроить ребенку праздник

 

Перво-наперво нужно запомнить, что любой праздник, который Вы создаете для ребенка, должен быть построен на игре. Именно с помощью игры малыш начинает осваивать жизненные процессы. Он улыбается склонившейся над ним бабушке, которая поет колыбельную, реагирует на бряцанье погремушек, хватает ручонками мамины волосы, которые тоже воспринимает как объект игры. Именно с помощью игры у ребенка расширяется кругозор.

Очень важно, чтобы в подготовке к семейному празднику по возможности принимали участие все члены семьи. Таким образом, ребенок научится осознавать единство семьи. Обязательно найдите какую-нибудь несложную, но интересную работу для малыша.

Очень часто семейные праздники ограничиваются празднованием Нового года, 8 марта и Дней рождения членов семьи. Маловато будет. Ребенку положительные эмоции необходимы гораздо чаще, чем 3-5 раз в году. Придумайте собственный праздник. Возможно, даже, у Вас уже существует какая-либо знаменательная дата, которой Вы просто не придавали значения. Почему бы, например, не отпраздновать день Зубной феи – день, когда у малыша выпадает первый молочный зуб? Обычно, ребенок чувствует дискомфорт в связи с этим. Но если обыграть это как сказочное событие, которое наверняка принесет ему удачу (в виде Ваших подарков, например) – он быстро забудет о неприятностях.

Если Ваш ребенок чем-то увлекается (машинками, динозаврами и т.д.), придумайте праздник, связанный с таким увлечением. Например, пусть он пригласит друзей на ралли, которое Вы устроите в большой комнате квартиры или на спектакль о динозаврах, подготовленный Вашей семьей. После чего предложите детям угощения.

В общем, все зависит только от Вашей фантазии. Дарите своим детям яркие впечатления. Делайте все для того, чтобы Вашему малышу было интересно. Организовать детский праздник не так уж сложно. Немного выдумки, терпения и искусства. Ведь ничто так не греет душу, как улыбка Вашего ребенка.

                                                 

                      Как выучить с ребёнком стихотворение

Один из самых распространенных способов развивать детскую память – учить с ребенком стихи, да и в детском саду часто задают “домашнее задание” – выучить наизусть, но иногда это отнимает столько сил. Казалось бы легкие (для нас) строчки ну никак не запоминаются ребенком

1. Несколько раз с выражением прочитайте стихотворение ребенку. Старайтесь вложить больше эмоций, чтоб вызвать интерес к процессу.

2. Обязательно разберите с ребенком все незнакомые слова, объясните их значения. Попросите пересказать содержание стихотворения, помогите малышу понять, о чем идет речь.

3. Не забывайте, что для маленьких детей очень важна наглядность – обыграйте содержание стихотворения с помощью игрушек, рассмотрите картинки.

4. Если стихотворение большое, не пытайтесь выучить его сразу. Учите небольшими “порциями”, со временем повторяя старое и добавляя новое.

                            И самое главное - положительные эмоции.

                                                              Хвалите своего ребенка  как можно чаще!

 

 

 Музыкальный руководитель МАДОУ Д/С 11

Алексеенко Андрей Анатольевич.


21.08.2019